Туапсинский морской торговый порт

ОАО «Туапсинский морской торговый порт» – крупнейшая компания, входящая в международный дивизион стивидорных предприятий, занимающихся перевозкой грузов по железной дороге и воде. На сегодняшний день занимает второе место по грузообороту среди российских портов. В пакете дополнительных услуг – логистика, обслуживание судов, хозяйственные предложения, круизная деятельность.

Характеристика Туапсинского порта

Дислоцируется порт в вершине городской бухты, юго-восточнее мыса Кадош, в границах рек Туапсе и Паук. Это глубоководный порт, о чем свидетельствуют размеры подходного канала к его акватории: 400х120х13,5 м. По нему возможен доступ судов до 230 м в длину и до 12 м в высоту с оснасткой.  Всего в порту оборудовано 19 причалов совместной протяженностью 3,2 км.

Три портовых района

В состав ТМТП входят три района:

  • Нефтеналивной (причалы с 1 по 6) протяженностью 1183 м, расположенный на Южном молу и нефтепирсе.
  • Сухогрузный (причалы 9, 9а, 10, 11, 11а) протяженностью 790 м. Занимает Широкий мол, имеет железнодорожное сообщение.
  • Пассажирский. 7 причал длиной 160 м служит для круизных целей, причал 8 — длиной 115 м имеет вспомогательное назначение.

 

Туапсинский морской порт в цифрах

Сегодня ОАО «ТМТП» имеет 36 стран-партнеров, грузооборот составляет 14,1 млн. тонн.

Мощности его впечатляют:

  • 60 бульдозеров и погрузчиков (грузоподъемность 1,5-37 тонн);
  • 7 буксиров (мощность 300-4520 л/с); максимальный дедвейт (масса полезного груза) транспортных судов, обслуживаемых буксирами порта — 100 тыс. тонн, причем морские буксировки осуществляются без ограничения района плавания;
  • 28 портальных кранов, включая 3 манипулятора (грузоподъемность 10-124 тонн);
  • 10 спец судов для контроля экологической и противопожарной безопасности в порту, лоцманских проводок, обслуживания теплоходов.

В порту функционируют два терминала:

  • Зерновой (проектная мощность 2 млн. тонн, занимаемая площадь 23,7 тыс. кв. м). Осуществляет разгрузку зерна с ж/д транспорта и временное хранение в складах. Качество зерна проверяется собственной лабораторией.
  • Ро-ро (мощность 240 тыс. тонн, площадь 12,7 тыс. кв. м, 2 причала). Предназначение – перевалка импортных плодовых овощей.

История морского торгового порта Туапсе

Дата основания Туапсинского торгового порта привязана ко дню, когда в городские морские ворота впервые вошло торговое судно. Это было в конце декабря 1898 года. На протяжении всего XX столетия планомерно велось формирование порта: строились и перестраивались волнозащитные и гидротехнические сооружения, сооружались железобетонная пристань, нефтепирс, возводились современные молы с причалами. Постепенно расширялся транспортный и служебно-вспомогательный флот, позволявший производить перевалку импортно-экспортных грузов и планомерно наращивать грузооборот.

К моменту распада Советского Союза это был разноцелевой морской порт. Его корреспондентами были все страны Европы, Юго-Восточной Азии, Скандинавии, Южной Америки, Средиземноморского бассейна, Канада, США. Сферой деятельности было обеспечение внешнеторговых потоков — наливных (нефти, нефтепродуктов), навалочных (черные металлы, уголь) и генеральных (штучных) грузов, а также пассажирские перевозки.

На исходе 1992 года Туапсинским морским торговым портом уже в новом статусе ОАО взят курс на рыночные отношения. Переход был успешным. В конце 90-х было развернуто масштабное строительство жилых и административных корпусов, создавалась инфраструктура. Начало нового века ознаменовано приобретением портальных кранов и буксиров повышенной функциональности, внедрением в производство новейшей системы пылешумозащиты при операциях с навальными грузами.

Инвестиции в собственное производство продолжались, несмотря на ухудшение в стране финансово-экономической обстановки. Была принята программа обновления и технического переоснащения флота. В 2012-2015 гг приобретены высокоманевренные буксиры «Самсон» и «Орфей», экологический нефтемусоросборщик «Сириус», обновляется крановый парк, модернизируются старые и устанавливаются новые морские стендеры, перевооружается система электроснабжения портовых территорий.

Один из главных слагаемых успеха компании – дружный высококвалифицированный штат сотрудников, который на конец 2015 года составлял 1126 человек. О высокой производительности труда говорят цифры: на долю одного работника приходится 13,5 тыс. тонн годового грузооборота. Стимулируют людей на ратный труд социальные программы по оздоровлению и отдыху работников предприятия и их детей, финансирование которых регулярно растет.