Симон Кананит оставил немного сведений о своих деяниях. Он считается одним из апостолов, относящихся к прямым ученикам Иисуса Христа. Однако упоминаний в Евангелии о нём очень мало. Другое его имя Симон Зилот. В принятой системе сведений он проповедовал учение Христа в Ливии, Египте, Эфиопии и Абхазии.
К входу в грот ведёт лестница с опорами из современных ступеней, созданных стараниями мастеров времён СССР. Создана она ещё в 19 веке, но потом её несколько раз обновляли.
Внутри самой пещеры ничего нет, только большой камень в центре. По преданию, он служил столом и ложем апостола. Логика изложений материала, как его подают экскурсоводы, может меняться. Кто-то красочно описывает казнь апостола. Однако туристы могут услышать о том, что его убили римские легионеры, а другие о том, что он вошёл в противостояние с местным царём-язычником.
Всё то, что вы увидите в пещере не декорации в прямом смысле. В Абхазии вообще не любят приукрашивать действительность. Там какие-то картонные иконы, оставленные паломниками. Когда экскурсоводы указывают на стену и говорят о том, что на ней фрески люди удивляются. Ничего такого глаза не видят, но раз говорят…
Своеобразную атмосферу создают свечи и иконы. Но она только для туристов. Напомним себе, что в годы жизни апостола никаких свечей, икон, ничего из того, что создаёт для нас знаковый образ христианства не было. Если он там был и молился богу, то иначе. Отсюда и направление христианства Абхазии, считающейся православной только из вежливости. Это можно назвать церковью Апостольской преемственности, хотя официально она к ней не относится.
Попробуйте представить, что в пещере не было ничего. И там несколько месяцев жил апостол, который по каким-то причинам туда попал. Чем меньше светского, тем больше духовного. Невозможно организовать современные экскурсии в пустоту. Отсюда и сказки, мифы, легенды и предания, некоторые из которых весьма наивны.
Нельзя рассматривать посещение этого места в отрыве от вашей личной субъективной реальности. Там река, деревья, горы, красота. Место немного завораживает. Но обязательно кто-то кричит, попробовав искупаться в холодной воде, кто-то смеётся, где-то играет музыка.
Сам исторический срез того времени невозможно описать по отношению к этой стране. Нет чётких историографических данных о происходящих тогда события. По преданиям Кананит жил в келье, что нашёл в Абхазии в период 53-55 годов нашей эры, но даже эти сведения всегда будут ссылаться на какие-то ещё.
Роль Симона Кананита в качестве крестителя Абхазии тоже остаётся под сомнением. Возле скалы, где находится грот, протекает река Псырцха. Она мирная, равнинная и в то же время горная. Пороги по течению всё же присутствуют. Там есть ещё и камень, на котором экскурсовод укажет на какие-то изменения породы, которые исторически считают «отпечатком» стопы апостола. Это некоторые характерные углубленности. В чём там отпечаток стопы? И почему такого размера? На эти вопросы никто не ответит.
Обычно экскурсии проводятся в рамках поездок в Новый Афон, где находится мужской монастырь. Это живая традиция христианства. Выражается она в том, что для туристов поставили большую книгу в отдельной части храма. Иконы и роспись не реставрировали вообще никогда. Можно посмотреть на храм времён его создания и оформления. Однако всё находится в состоянии постоянного обновления. Монахи что-то делают, часто ходят в строительной одежде, собой подтверждая, что вера без дел мертва.
Экскурсия может пойти в сторону озера Рица. Оно завораживает своим ледяным покоем. Сущность красоты Абхазии нельзя постичь в одном месте. Нужно видеть эти горные озёра, спокойные для горной местности реки. Так вы поймёте зачем вообще апостол прибыл в ту Абхазию, которая тогда так даже и не называлась. Там существует особая энергия, которая даёт себя познать явным образом.
Симон Кананит просто не смог бы быть учеником Христа, если бы не осознавал в этом Бога.
Это очень странно, но в Абхазии трудно быть в опасности. Скорее всего сам грот нужно рассматривать пристанищем, а не убежищем, ведь там действительно спокойно. Трудно уговорить смотрителей побыть в пещере попозже, когда никого нет. Они стремятся в положенное время выпроводить туристов, но для кого-то делают исключения и позволяют побыть в пещере одним.
Сразу оттуда возвращайтесь в Гагры — ближе к морю, по улице с эвкалиптами. Тогда вы сами убедитесь в том, что Абхазия одно из самых безопасных мест на Земле.
Нужно от центра посёлка Новый Афон двигаться по направлению к станции Псырцха. Туда, где находится водопад. Там же стоит трехапсидный крестовокупольный храм Симона Кананита. От него движемся вдоль реки. На берегу находятся купальни для паломников. В реке не купаются в обычном смысле, но совершают омовения. Вход на территорию ущелья, где расположен грот, достаточно заметен. Он платный, но стоит недорого. Деньги идут на поддержание места в порядке.
К входу в пещеру ведут 200 ступеней. Для больных или пожилых людей подъём может быть достаточно трудным. Сам апостол пробирался в пещеру через вход сверху, но в 19 веке в скале был прорублен проход. Теперь люди попадают в пещеру через него.
На пути, возле реки Псырцха, находится уже упомянутых камень со следом апостола. На противоположном берегу заметен крест. По преданию, это место казни. О ней рассказывают различные вещи. Кто-то говорит, что святого распилили пилой, кто-то про усекновение мечом, но есть и версия распятия.