ОАО «Туапсинский морской торговый порт» – крупнейшая компания, входящая в международный дивизион стивидорных предприятий, занимающихся перевозкой грузов по железной дороге и воде. На сегодняшний день занимает второе место по грузообороту среди российских портов. В пакете дополнительных услуг – логистика, обслуживание судов, хозяйственные предложения, круизная деятельность.
Дислоцируется порт в вершине городской бухты, юго-восточнее мыса Кадош, в границах рек Туапсе и Паук. Это глубоководный порт, о чем свидетельствуют размеры подходного канала к его акватории: 400х120х13,5 м. По нему возможен доступ судов до 230 м в длину и до 12 м в высоту с оснасткой. Всего в порту оборудовано 19 причалов совместной протяженностью 3,2 км.
В состав ТМТП входят три района:
Сегодня ОАО «ТМТП» имеет 36 стран-партнеров, грузооборот составляет 14,1 млн. тонн.
Мощности его впечатляют:
В порту функционируют два терминала:
Дата основания Туапсинского торгового порта привязана ко дню, когда в городские морские ворота впервые вошло торговое судно. Это было в конце декабря 1898 года. На протяжении всего XX столетия планомерно велось формирование порта: строились и перестраивались волнозащитные и гидротехнические сооружения, сооружались железобетонная пристань, нефтепирс, возводились современные молы с причалами. Постепенно расширялся транспортный и служебно-вспомогательный флот, позволявший производить перевалку импортно-экспортных грузов и планомерно наращивать грузооборот.
К моменту распада Советского Союза это был разноцелевой морской порт. Его корреспондентами были все страны Европы, Юго-Восточной Азии, Скандинавии, Южной Америки, Средиземноморского бассейна, Канада, США. Сферой деятельности было обеспечение внешнеторговых потоков — наливных (нефти, нефтепродуктов), навалочных (черные металлы, уголь) и генеральных (штучных) грузов, а также пассажирские перевозки.
На исходе 1992 года Туапсинским морским торговым портом уже в новом статусе ОАО взят курс на рыночные отношения. Переход был успешным. В конце 90-х было развернуто масштабное строительство жилых и административных корпусов, создавалась инфраструктура. Начало нового века ознаменовано приобретением портальных кранов и буксиров повышенной функциональности, внедрением в производство новейшей системы пылешумозащиты при операциях с навальными грузами.
Инвестиции в собственное производство продолжались, несмотря на ухудшение в стране финансово-экономической обстановки. Была принята программа обновления и технического переоснащения флота. В 2012-2015 гг приобретены высокоманевренные буксиры «Самсон» и «Орфей», экологический нефтемусоросборщик «Сириус», обновляется крановый парк, модернизируются старые и устанавливаются новые морские стендеры, перевооружается система электроснабжения портовых территорий.
Один из главных слагаемых успеха компании – дружный высококвалифицированный штат сотрудников, который на конец 2015 года составлял 1126 человек. О высокой производительности труда говорят цифры: на долю одного работника приходится 13,5 тыс. тонн годового грузооборота. Стимулируют людей на ратный труд социальные программы по оздоровлению и отдыху работников предприятия и их детей, финансирование которых регулярно растет.