В Евпатории сосредоточено большое количество святынь и архитектурных достопримечательностей Крыма. В их число входит и храмовый комплекс под названием «Караимские кенасы». Слово «кенаса» дословно означает в переводе на русский «собрание». Именно так караимский народ именовал культовые сооружения, в которых проводились богослужения. Вера караимов основана на священных библейских текстах книги Ветхого Завета – с толкованием его смысла в изначальной чистоте. Караимизм – это одно из религиозных течений в традиционном иудаизме.
В настоящее время средоточием культурной и духовной жизни караимов являются два храма в Евпатории – Малый и Большой. Последний прежде всего используется для богослужений в дни религиозных праздников, а Малая кенаса – для каждодневных будничных служб. Обе кенасы объединены в единый архитектурный комплекс внешними галереями, выполненными в вычурном и витиеватом барочном стиле. К каждой кенасе примыкает небольшой дворик.
Стены и полы проходных галерей отделаны белыми плитами из мрамора, которые переливаются различными оттенками в зависимости от освещения. На густо увитых виноградными лозами стенах можно увидеть надписи – это ветхозаветные стихи, выгравированные на древнееврейском языке. Украшенные каменной резьбой аркады и колонны придают галереям пышный и величественный вид. Картину самым удачным образом дополняют небольшие, также богато декорированные фонтаны.
Главный вход в Большую кенасу обрамлен четырнадцатью великолепными колоннами из белого мрамора. Потолок здания искусно отделан панелями из дубового массива, украшенными сложной фигурной резьбой. Плоскость потолка разделена с идеальной точностью на шесть прямоугольников одного размера. Интерьер Малой кенасы не так впечатляет, но и он по-своему красив. Один из верхних ярусов второго храма специально отведен для приходящих на службы женщин.
К Караимским кенасам принадлежит и ряд других строений – религиозная школа, несколько зданий хозяйственного и складского назначения, благотворительная столовая. Почти все постройки расположены в живописных внутренних двориках. Уникальный архитектурно-храмовой комплекс заслуженно занимает место среди главных достопримечательностей Евпатории и всего Крымского полуострова.
Караимы с древних времен проживают в Крыму. Сегодня эта народность входит в число самых малочисленных на планете и находится на грани исчезновения. Сейчас караимов насчитывается в общей сложности немногим больше 2000 человек. Как это ни трагично, но процесс вымирания народа уже не повернуть вспять. Как известно, доминирующими чертами национального характера караимов являются щедрость и доброта. Недаром самой известной поговоркой в народе много веков остается следующее выражение: «Бедняк – это позор богатого».
Когда-то состоятельные караимы даже негласно соперничали между собой в благотворительности. Помогать бедным — дело богоугодное – как в традиционном иудаизме, так и в караимизме. В разные исторические эпохи власть почти всегда предоставляла малочисленному народу определенные привилегии. К примеру, русский царь Александр Второй издал особый указ, согласно которому все караимы освобождались от несения рекрутской повинности.
Даже в период немецкой оккупации полуострова Крым во время Великой Отечественной Войны караимам повезло. Арийские «специалисты» в расовых вопросах, которым вообще не была свойственна снисходительность, пришли к выводу, что караимская народность не должна быть уничтожена по национальному критерию. Как бы там ни было, представителей караимской этнической группы осталось совсем немного. Но этот народ сохранил чистоту своей веры и традиции предков. Реставрация Караимских кенас осуществлялась на денежные средства, собранные самими караимами. В частности, большой вклад в это дело внесли представители канадской диаспоры.
Что касается истории Караимских кенас, то они были построены больше двух столетий тому назад. К работам приступили в конце восемнадцатого века. В 1807 г. Соборная кенаса (Большая) была открыта и освящена. Спустя несколько лет закончили возведение Малой Кенасы. Главный вход большого храма обзавелся порталом гораздо позже – в 1900 г. Строительство проводилось на деньги караимов. С 1813 г. храмовый комплекс стал выполнять роль основного караимского религиозного центра в Российской Империи.
С приходом советской власти все изменилось. Обе кенасы закрыли. В тяжелые годы ВОВ малый храм временно открыл свои двери для прихожан. В то же время была построена и благотворительная столовая. Но в 1959 г. религиозный центр был совсем закрыт, как оказалось, на долгие сорок лет. В 1999 г. эта архитектурная достопримечательность Крыма конца 18 – начала 19 вв. была полностью восстановлена и повторно освящена.
Крым, Евпатория, ул. Караимская, 68