Ай-Тодорский маяк

Трудно представить отдых в Гаспре без знакомства с «Ласточкиным гнездом» – дворцом, искусно возведенным в псевдоготическом стиле и ставшим символом Большой Ялты. Всего лишь в 550 м от этого хорошо известного туристам объекта находится уникальное сооружение – Ай-Тодорский маяк. От Ялты его отделяет 8,5 км.

Ай-Тодорский маяк

Что представляет собой маяк?

Те, кто имеет жилье в Гаспре, могут в любой день подойти поближе к маяку и изучить его конструкцию. Высота башни, расположенной на 87-метровой скале, – 9 м. Цвет огня зеленый. Маяк относится к проблесковому типу подобных конструкций. С интервалом в 6 секунд происходят два проблеска. Дальность действия светового сигнала – 150 морских миль. Внутри башни к фонарю ведет крутая спиралевидная лестница из чугуна. Свое название маяк получил от мыса, на котором он расположен, – Ай-Тодор. Это одно из наиболее живописных мест полуострова.

Ай-Тодорский маяк

История маяка

Строительство маяка началось по инициативе М. Лазарева – командующего Черноморским флотом во времена Отечественной войны 1812 года. Место для будущей конструкции было выбрано сразу. Маяк установили там, где долгое время находились остатки древней сигнальной башни, которую соорудили римляне. Строительство завершилось в 1835 году. Далее в истории маяка выделяется несколько наиболее важных дат:

  • 1876 г. – завершение строительства нового маяка и служебного помещения; именно эту конструкцию видят сейчас жители и гости Гаспры;
  • 1944 г. – отступая под натиском советских войск, немецкие фашисты сожгли служебное здание и повредили башню;
  • 1947–1948 гг. – успешно проведены восстановительные работы.

Техническое оснащение башни менялось несколько раз. На ней в разные годы были установлены три типа маяка вместо более ранней устаревшей модели:

  • 1948 г. – круговой радиомаяк;
  • 1965 г. – радиомаяк KPM–100;
  • 1984 г. – радиомаяк KPM–300.

Работа маяка прекращалась трижды в период войн: Крымской (1854–1855), Русско-Турецкой (1877) и Великой Отечественной (1941–1944). Первым смотрителем был назначен Н. Федоров – генерал в отставке. С тех пор сменилось несколько смотрителей: Николай и Иван Федоровы, Н. Рыжов, А. Дударь, И. Ганоцкий. С 1978 г. службу несет Юрий Тюрин – капитан 2-го ранга. Он стал инициатором превращения служебного здания в музей. О капитане и его коллекции рассказывали на нескольких федеральных каналах российского телевидения, в том числе на «России-1» и «Первом».

Музей морского дела

Став смотрителем Ай-Тодорского маяка, Ю. Тюрин не только добросовестно выполнял свои обязанности, но и посвятил себя делу собирания предметов, связанных с историей маяка и флота. Он был участником продолжительной экспедиции к Антарктиде. Несколько музейных экспонатов рассказывают об этом важном в жизни капитана событии. Посетители Музея морского дела с интересом знакомятся с представленными здесь предметами и документами:

  • навигационными и оптическими приборами;
  • корабельными и маячными фонарями;
  • картами и атласами океанов и морей;
  • документами, рассказывающими об истории маяка и флота;
  • уставом Петра I;
  • картой Антарктиды, созданной самим Ю. Тюриным;
  • современными и древними лоциями – описаниями океанов, прибрежной полосы и морей;
  • биноклем, фотографиями, рукописным альбомом, хронометром – все эти предметы связаны с экспедицией к Антарктиде;
  • отчетами о посещении башни А. Чеховым, Л. Толстым, В. Маяковским, русскими царями и датским королем.

На территории вокруг башни маяка расположено более 20 подлинных якорей, относящихся к разным эпохам и странам. Посетителем музея можно стать лишь после получения разрешения от командующего Черноморским флотом. Его штаб, в котором выдается пропуск, находится в Севастополе. В честь почетных гостей Ю. Тюрин бьет в колокола, висящие на веранде.

Фисташковое дерево

Территория рядом с маяком богата объектами, интересными для любознательных туристов. Непосредственно у стен здания растет фисташковое дерево, которое прославилось благодаря своему почтенному возрасту. Согласно одним источникам, ему почти 1 тыс. лет. Другие утверждают, что дерево старше этой даты. Туристы приходят сюда ради фотосессий на фоне не только маяка, но и фисташкового дерева. В поселке распространена примета: прикосновение к нему помогает исполниться заветным желаниям.

Фисташковое дерево

Мыс Ай-Тодор

Красоту мыса, на котором возвышается Ай-Тодорский маяк, первыми оценили греки и римляне. До сих пор сохранились следы их пребывания. Именно греки назвали мыс Святой Федор. Так переводится Ай-Тодор с греческого языка. Мыс назван в честь существовавшего здесь монастыря. От римлян остались развалины мощной крепости и терм. Мыс врезается в море тремя отрогами:

  1. Лимен-Бурун расположен на востоке. Здесь построен «Парус» – санаторий, привлекающий туристов обзорной площадкой. Она оправдывает свое название «Капитанский мостик». Отсюда можно подолгу любоваться меняющимися видами Черного моря.
  2. Монастыр-Бурун – центральный отрог. Именно на нем находилась греческая обитель. Сейчас от монастыря осталось только название. Здесь же, на Аврориной скале, возвышается здание «Ласточкина гнезда».
  3. Харакс – западный отрог. Он носит название римской крепости, от которой остались лишь руины. На этом отроге возвышается маяк. Совсем рядом раскинулись «владения» Харакского парка, где жители Гаспры прогуливаются среди можжевельника, сосен, пушистых дубов и земляничника.

Мыс Ай-Тодор

Как добраться до маяка?

Ай-Тодорский маяк находится южнее Алупкинского шоссе, на котором расположена остановка «Санаторий Жемчужина». Сюда идут два автобуса: № 132 и 102. От остановки до маяка предстоит пройти пешком около 350 м. Путь лежит через территорию санатория «Днепр». Стоимость входа – 60 р. В новом сезоне цена может измениться.

Видео

Расположение на карте

Рекомендуемые гостиницы и другие предложения Гаспры

Гаспра, ул. Маратовская, 61д
от 1100
до 5200
за ном/сут
Гаспра, Алупкинское шоссе, 5б
от 2700
до 6500
за ном/сут